Катастрофы сопровождали человечество на протяжении
всей его истории. В древности мир был наполнен опасностями множества бедствий,
таких как: наводнения, ураганы, извержения вулканов, землетрясения, пожары,
эпидемии, нашествия диких животных и враждебных племен. Уже с того времени люди
пытались найти объяснения подобным явлениям и на основе этого предупредить
страшные угрозы.
Цель
изучения дисциплины: формирование
способности к социальному взаимодействию и межличностной коммуникации в
условиях опасности возникновения чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС) и в ходе
преодоления ее последствий.
Задачи изучения дисциплины:
- формирование у обучающихся необходимой теоретико-методологической
базы в области социологии ЧС;
- творческое осмысление обучающимися процессов развития и влияния
ЧС на современное общество;
- овладение методами социологического анализа чрезвычайных
ситуаций и умениями находить оптимальные решения по минимизации социальных
последствий ЧС.
Учебная дисциплина «Социология чрезвычайных
ситуаций» занимает важное место в системе подготовки специалистов с высшим
образованием для органов и подразделений ЧС, дает
знания и умения, необходимые для успешной профессиональной деятельности.
Учебная
дисциплина «Социология чрезвычайных ситуаций» имеет тесную связь с такими
дисциплинами учебного плана как «Философия» и «Социология управления».
Учебная
программа «Социология управления» формирует у обучающихся научные представления
об управленческой деятельности с позиции социологической логики, способствует
формированию у них навыков социологического анализа систем и процессов
управления в современном обществе.
В
результате освоения дисциплины «Социология чрезвычайных ситуаций» обучающийся
должен
знать:
- теоретико-методологические
основы социологии ЧС, ее объект и предмет;
- исторические
предпосылки возникновения ЧС;
- социальную сущность ЧС;
- особенности поведения
индивидов и групп в ЧС.
- особенности управления
в ЧС.
уметь:
- использовать базовые
концепции, принципы и методы социологии ЧС;
- анализировать влияние ЧС
на индивида и социальные общности, их реакцию на ЧС и поведение в условиях ЧС;
- организовывать
процесс управления в условиях ЧС;
- анализировать
социальные факторы воздействия ЧС.
Иметь
навык:
-
социального взаимодействия в условиях ЧС;
- социологического
анализа последствий ЧС и применение полученных результатов в профессиональной
деятельности.
Дисциплина
является составной частью модуля «Социально-гуманитарный»
В
результате изучения дисциплины «Социология чрезвычайных ситуаций» должны быть сформированы следующие
компетенции:
- работать в команде, толерантно воспринимать социальные,
этнические, конфессиональные, культурные и иные различия;
- выявлять
психологические механизмы и социальные факторы профессиональной деятельности.